Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
Стр. 126 учебника 2019-2022:
Стр. 126 учебника 2023-2024:
► По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
► Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
► Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользоваться и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.
План изучения природного сообщества
1. Название сообщества.
2. Какие организмы составляют сообщество.
3. Экологические связи в сообществе.
4. Значение сообщества для человека.
5. Влияние человека на сообщество.
6. Охрана сообщества.
Стр. 126 учебника 2011-2018:
У Чёрного моря
► Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона, или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.
Стр. 126 учебника 2019-2022:
Стр. 126 учебника 2023-2024:
► По своим наблюдениям рассказываем, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах нашего края.
В Нижегородской области растут берёзы, рябины, осины, дубы, липы, сосны, ели. Из кустарников – это крушина ломкая, орешники, жимолость лесная.
Ягодные – брусника, черника, клюква, голубика.
Богат животный мир нашего края. Здесь живут бурые медведи, рыси, волки, лисицы, кроты, зайцы, белки, ежи, выхухоли и землеройки. А из парнокопытных – кабаны, олени, лоси.
Водятся ещё куницы, ласки, горностаи, хорьки, барсуки, выдры и норки.
Богаты леса Нижегородской области грибами. В них растут сморчки, белые грибы, маслята, подосиновики, рыжики, опята, грузди, сыроежки.
► Строим модель цепи питания, характерной для лесного сообщества нашего края. Просим соседа по парте проверить нашу работу. Если потребуется, исправляем ошибку, видоизменяя модель.
► Знакомимся с планом изучения природного сообщества, которым мы будем пользоваться и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.
Стр. 126 учебника 2011-2018:
► Находим на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона, или субтропики. Рассказываем по карте об этой природной зоне. Учимся показывать её на карте.
Субтропическая зона, или субтропики находится на юго – западе России, она расположена вдоль кавказского побережья Чёрного моря.
Субтропики являются самой маленькой природной зоной в России.
В субтропиках очень тёплый и влажный климат, богатый растительный и животный мир.
1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.
2. По рисунку учебника (с. 128 – 129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника.
3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.
1. Рассматриваем в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Думаем, по каким признакам мы узнаём эти растения в природе.
Магнолия. Это невысокое дерево можно узнать по узким листьям и бело – розовым цветкам Плоды магнолии – вытянутые шишечки.
Инжир узнаём по его необычным плодам фиолетового цвета. У этого плодового дерева пятиконечные изрезанные листья.
Абрикос узнаём по его всем известным плодам жёлто – оранжевого цвета. Цветёт абрикос белыми цветками. У дерева овальные с острым кончиком листья.
Персик мы узнаём по удлинённым с острым кончиком листьям, нежно – розовым цветкам и крупным сочным плодам оранжевого цвета с красноватым бочком.
2. По рисунку учебника (с. 128 – 129) знакомимся с животным миром Черноморского побережья Кавказа.
Косуля – парнокопытное животное семейства оленевых.
Чайки – многочисленный род птиц семейства чайковых, обитающих на морских просторах. Одними из отличительных характеристик являются – это сильный, слегка загнутый на конце клюв, и хорошо развитые плавательные перепонки на ногах.
Цикады. Эти насекомые питаются соком растений. Их можно узнать не только по внешнему виду, но и по громкому стрекотанию.
Олеандровый бражник – бабочка удивительной красоты.
Бакланы – ныряющая морская птица.
Медуза – корнерот. Верхняя часть медузы состоит из крупного мясистого колпака. Внутри колпака находятся главные органы.
Дельфин – млекопитающие из семейства зубатых китов отряда китообразных.
Ящерица кавказская – небольшая скальная ящерица, достигающая в длину чуть более 60 мм.
Богомол – хищное насекомое, питается мухами и другими насекомыми.
Крабы преимущественно небольшие по размеру (9 –10 сантиметров по ширине панциря)
Морские коньки – это вид лучепёрых рыб семейства игловых. Тело морского конька покрыто костными пластинками, образующими поперечные кольца. На теле имеются многочисленные длинные шипы, кожистые выросты, позволяющие морскому коньку маскироваться среди водорослей.
Морские иглы имеют характерную длинную форму. Ведут сходный образ жизни с морскими коньками
3. С помощью рисунка рассказываем об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготавливаем модель характерной цепи питания.
Тёплый климат и богатая растительность позволяют в субтропиках проживать большому разнообразию насекомых. Их основной пищей являются листва, кора, древесина, сок растений, пыльца. Но есть и хищное насекомое – богомол.
Также богатая растительность способствует проживанию здесь многих других животных. Например, парнокопытные питаются растительностью, звери живут в лесу, строят себе жилища, норы. Хищники охотятся на грызунов и копытных животных.
В тёплых водах чёрного моря произрастает много водорослей, которыми питаются ракообразные и рыбы. Дельфины, чайки и бакланы охотятся на рыб.
Модели цепей питания в субтропиках
Трава ← косуля ← рысь.
Морские водоросли ← рыбы ← дельфины.
Мелкие рачки ← крабы ← чайки.
Морские водоросли ← крабы ← осьминоги.
Вернуться к содержанию учебника