Страница 111 - ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Плешаков, Крючкова. Учебник часть 1

Старая и новая редакции

Вернуться к содержанию учебника

108 109 110 111 112 113 114

Вопрос

Выберите год учебника

Стр. 111 учебника 2019-2022:

Наши подземные богатства

Вспомни, что такое полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые ты знаешь? Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае?


Стр. 111 учебника 2011-2018:

1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверьте себя по тексту учебника.

2. С помощью рисунка учебника (с. 112 – 113) познакомьтесь с животным миром степи. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

3. Расскажите по этому рисунку об экологических связях степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.


Стр. 111 учебника 2023-2024:

Проверь себя

1. Расскажи о земной поверхности своего края.

2. Что значит "охранять земную поверхность"?

3. Какое участие в охране земной поверхности своего края могут принять школьники?

Ответ

Стр. 111 учебника 2019-2022:

Вспоминаем, что такое полезные ископаемые. Рассказываем, какие полезные ископаемые знаем. Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае.

Полезные ископаемые – это подземные богатства, которые человек добывает из недр земли. Это уголь, газ, нефть, железная руда, торф, песок, известняк и многие другие.

В нашем крае торф является основным полезным ископаемым, которое добывают в большом количестве. Ещё добывают железные руды, поваренную соль, пески, песчано – гравийные смеси.


Стр. 111 учебника 2011-2018:

1. Рассматриваем в гербарии и на рисунке растения степей. Высказываем предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверяем себя по тексту учебника.

Тюльпаны цветут весной, когда в почве ещё достаточно влаги и нет палящих солнечных лучей лета. Тюльпаны отцветают и надземная часть этих растений отмирает. В земле остаётся луковица тюльпана, она накопила питательные вещества для будущих растений следующей весной.

Ирисы имеют мощную корневую систему. У них тоже отмирает надземная часть, под землёй остаётся крупное переплетение толстых корней с запасом питательных веществ.

Травы ковыль и типчак имеют узкие листья. Это значит, что они испаряют мало влаги, узкие листья позволяют этим растениям пережить засушливые месяцы в степи.

2. С помощью рисунка учебника знакомимся с животным миром степи. Информацию о животных находим в тексте учебника.

Степной орёл – очень крупная хищная птица. Размах крыльев птицы может достигать двух метров.


Пустельга – это мелкая хищная птица из семейства соколиных.


Степной жаворонок – это вид воробьиных птиц из семейства жаворонковых.


Дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном.


Серая куропатка – широко распространённый вид из рода куропаток. Трудноотличим от другого вида.


Журавль – красавка самый мелкий из журавлей.


Суслики – род некрупных грызунов семейства беличьих.


Степная гадюка питается в степи грызунами.


Хомяк – крупный грызун с короткими лапками, плотным коренастым телом и мягким шелковистым мехом.


10. Кузнечик

11. Шмель

12. Кобылка

3. Рассказываем по рисунку об экологических связях степи. Изготавливаем модель цепи питания, характерной для степи.

Мы видим, что животный мир степей богат различными насекомыми, птицами, млекопитающими и пресмыкающимися.

Насекомые питаются растительной пищей – это шмель, кузнечик, кобылка. Насекомыми и растительной пищей питаются птицы – жаворонок, серая куропатка, дрофа.

Грызунами питаются хищники – степной орёл, степная гадюка, пустельга.

Цепи питания степи

Растения ← кобылка ← ящерица ← степная пустельга.

Семена растений ← жаворонок ← Степной орёл.


Стр. 111 учебника 2023-2024:

1. Нижегородская область занимает часть Восточно-Европейской равнины, где имеются низменности, холмы, балки и овраги.

Река Волга делит нашу область на две основные части: левобережную низинную – Заволжье и правобережную возвышенную. Правобережная часть имеет много холмов, изрезана балками и оврагами.

2. Охранять земную поверхность – это значит следить за тем, чтобы от деятельности человека не возникали новые овраги. Укреплять склоны уже имеющихся оврагов.

3. Я думаю, что школьники могут принять участие в борьбе с оврагами, укреплять края, насаждая деревья. В случае обнаружения незаконной свалки, заброшенного карьера, сообщить об этом взрослым.

Вопрос

Выберите год учебника

Стр. 111 учебника 2019-2022:

Наши подземные богатства

 По карте на с. 38 – 39 определи, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые. Есть ли среди них те, которые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.


Стр. 111 учебника 2023-2024:

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: овраг, балка.

2. Нарисуй, как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого – нибудь её участка (холма, оврага, горного хребта).

3. Если в вашей местности есть овраг, расспроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, чтобы остановить его рост. Подумай, чем ты можешь помочь взрослым.

Ответ

Стр. 111 учебника 2019-2022:

На карте мы видим, что каждое полезное ископаемое имеет условное обозначение – значок. По этим условным обозначениям легко определить на карте, где находится, например, каменный уголь. Его обозначение – чёрный квадратик.

В Нижегородской области добывают торф, он обозначается на карте в виде трёх кирпичиков: два внизу и один сверху. На карте мы видим, что торф добывают на Урале и в Московской области.

Ещё в нашей области добывают железные руды. Их обозначение – чёрный треугольник. На карте мы видим, что железные руды добывают на Урале, на Алтае, в Мурманской области, в Карелии, в Курской области и в Красноярском крае.

Следующее полезное ископаемое нашей области – поваренная соль. Она обозначается белым кубиком. На карте мы видим, что поваренную соль добывают в Волгоградской области и на Урале.


Стр. 111 учебника 2023-2024:

Домашняя работа

1. Записываем в словарик: овраг, балка.

Овраг – углубление в поверхности земли с крутыми, осыпающимися склонами.

Балка – углубление в земной поверхности с пологими, заросшими растительностью склонами.

2. Рисуем, как выглядит поверхность нашего края. Лепим из пластилина, глины или сырого песка макет какого – нибудь её участка (холма, оврага, горного хребта).

3. Если в нашей местности есть овраг, расспрашиваем у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, чтобы остановить его рост. Думаем, чем можем помочь взрослым.

В историческом центре нашего города находится Почаинский овраг. Он получил своё название от реки Почайны, исток которой располагается в овраге. Впервые овраг был отмечен на плане Нижнего Новгорода в 1770 году.

В 2020 году в рамках подготовки к 800 – летию Нижнего Новгорода, было принято решение сделать в Почаинском овраге террасный парк.

Вопрос

Практическая работа

1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас – определитель.

2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.

3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

4. Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.

5. Обобщите изученное. С этой целью составьте описание изученного полезного ископаемого по плану: 1) название; 2) условное обозначение на карте; 3) основные свойства;.4) применение; 5) места и способы добычи в нашем крае.

6. Результаты работы представьте классу. Выслушайте сообщения других групп. Сравните изученные полезные ископаемые по тому же плану, по которому описывали их.

Ответ

Практическая работа

1. Определяем название полезного ископаемого, образец которого нам выдан учителем. Используем для этого атлас – определитель.

Нам учитель выдал образец торфа.

2. Изучаем свойства этого полезного ископаемого и заполняем таблицу в рабочей тетради.

Образец тёмно – коричневого цвета, лёгкий, рыхлый, просматриваются остатки растений.

3. Знакомимся с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения находим в учебнике.

Торф используют как топливо в жилых домах, как подстилку для животных, как удобрение.

4. Узнаём, где и как добывают в нашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию находим в краеведческой литературе.

Большие залежи торфа в Нижегородской области находятся в междуречьях Оки и Волги, в долинах: Ветлуга, Керженца, Тёща, Серёжа.

На территории области добычей торфа занимается ООО "Альцево – торф". Это Альцевское торфопредприятие применяет три способа добычи торфа: экскаваторный, фрезерный, бескарьерно – глубинный.

5. Обобщаем изученное. С этой целью составляем описание изученного полезного ископаемого по плану: 1) название; 2) условное обозначение на карте; 3) основные свойства; 4) применение; 5) места и способы добычи в нашем крае.

1. Торф.

2. Обозначение на карте значком в виде трёх кирпичиков: два внизу и один сверху. 

3. Горючесть.

4. Топливо, подстилка, удобрение.

5. Междуречье Оки и Волги, долины: Ветлуга, Керженца, Тёши, Серёжи. Основной способ добычи торфа – глубинный.

6. Результаты работы представляем классу. Выслушиваем сообщения других групп. Сравниваем изученные полезные ископаемые по тому же плану, по которому описывали их.

Вернуться к содержанию учебника