Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№471 учебника 2011-2018 (стр. 189):
1. Используя глаголы, данные в скобках, сконструируйте два варианта текста. Но сначала установите, чем различаются эти глаголы, и решите, какие из них войдут в один вариант текста, а какие — в другой.
Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай (подбирался, подобрался) к висевшему яблоку, (срывал, сорвал) его своим мощным клювом, затем (взял, брал) его в лапку... и (выгрыз, выгрызал) мякоть. Потом (доставал, достал) зёрнышки, с аппетитом (ел, съел) их, а надкушенное яблоко (бросил, бросал) вниз на траву.
(По Г. Скребицкому)
2. К одному типу речи или к разным вы отнесёте получившиеся варианты текста? В чём же их смысловое различие? Какими средствами языка это различие передаётся?
3. Решите, какой из двух вариантов текста принадлежит Г. Скребицкому, и запишите его. (У писателя приведённому отрывку предшествует фраза: Мы вышли на крыльцо и увидели, что земля под яблоней была усыпана огрызками.)
4. Объясните известные вам знаки препинания.
№471 учебника 2019 (стр. 170):
№471 учебника 2021-2022 (стр. 20):
1. Прочитайте тексты; спишите их, подчёркивая определительные местоимения как члены предложения.
1) Вот ворона сидит на заборе.
Все* амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды. (Н. Рубцов)
2) Весной дождик шальной. Захочет — всё
смочит, в шутку поплачет, слезами обманет,
всех подурачит и перестанет. (И. Эренбург)
3) Никаким пером искусным
Описать нельзя чудес,
Про которые расскажет
Сам* зелёный старый лес. (А. Круглов)
2. Как вы понимаете значение выделенного слова во втором тексте? Как объясняется это значение в самом тексте?
3. Выразительно прочитайте первый текст. Какое время года, по вашему мнению, в нём описано?
4. Объясните правописание окончаний глаголов.
№471 учебника 2023-2024 (стр. 28):
Прочитайте текст. Определите функционально-смысловой тип речи. Найдите в тексте речевые недочёты. Каким образом вы предлагаете их устранить? Запишите текст в исправленном виде.
Рядом с женщиной сидит девочка. Рядом с ней лежит их верный пёс. Рядом стоят корзина и ведро, полные грибов, и кувшин с ягодами.
№471 учебника 2011-2018 (стр. 189):
Обратимся к темам:
№471 учебника 2019 (стр. 170):
№471 учебника 2021-2022 (стр. 20):
Обратимся к темам:
№471 учебника 2023-2024 (стр. 28):
Обратимся к теме "Типы текста".
№471 учебника 2011-2018 (стр. 189):
Глаголы в скобках различаются по виду.
1. Вариант 1: Ловко перелезая с ветки на ветку,(1) попугай подбирался к висевшему яблоку,(2) срывал его своим мощным клювом,(3) затем брал его в лапку... и выгрызал мякоть. Потом доставал зёрнышки,(4) с аппетитом ел их,(5) а надкушенное яблоко бросал вниз на траву.
Вариант 2. Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подобрался к висевшему яблоку, сорвал его своим мощным клювом, затем взял его в лапку... и выгрыз мякоть. Потом достал зёрнышки, с аппетитом съел их, а надкушенное яблоко бросил вниз на траву.
2. Текст 1 варианта описывает действия попугая, которые он производил неоднократно, периодически, пока не уничтожил весь урожай с яблони. Текст 2 варианта повествует об одном эпизоде.
Тип речи - повествование.
3. Г. Скребицкому принадлежит первый вариант текста.
4. Знаки препинания (пронумерованы): Запятая 1 выделяет деепричастный оборот (ЕЩЁ НЕ ИЗУЧЕН!), запятые 2 - 5 разделяют однородные сказуемые.
№471 учебника 2019 (стр. 170):
№471 учебника 2021-2022 (стр. 20):
1) Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды. (Н. Рубцов)
2) Весной дождик шальной. Захочет — всё
смочит, в шутку поплачет, слезами обманет,
всех подурачит и перестанет. (И. Эренбург)
3) Никаким пером искусным
Описать нельзя чудес,
Про которые расскажет
Сам зелёный старый лес. (А. Круглов)
2. Морфологический разбор:
3. Шальной - безрассудный, безудержный. В тексте слово употребляется во втором значении - безудержный.
4. В первом тексте описана осень, когда весь урожай уже убран, свезён в амбары на хранение и наступило время непогоды.
5. Окончание глаголов в текстах подчиняется следующим правилам:
№471 учебника 2023-2024 (стр. 28):
Тип речи - повествование. Недочёт - повторение в каждом предложении слова рядом.
Рядом с женщиной сидит девочка. Тут же лежит их верный пёс и стоят корзина и ведро, полные грибов, и кувшин с ягодами.
Вернуться к содержанию учебника